Что делать?
27 сентября 2020 г.
О нашем «естественном государстве»
31 ИЮЛЯ 2020, ПЕТР ФИЛИППОВ

ТАСС

В Хабаровске три недели протестуют граждане. Против чего они протестуют? Против ареста губернатора Сергея Хургала? Или против порядков, допускающих арест избранного народом губернатора по странным обвинениям? Его этапирования в Москву для расправы в «карманном» суде? Если это так, то требование граждан проводить суд присяжных в Хабаровске  — это прелюдия очередной смены правил нашей жизни, или того, что именуется термином «государство».

В поправках в Конституцию в ст. 75/1 их авторы записали, что в РФ «создаются условия для взаимного доверия государства и общества». Что они понимают под словом «государство»? В их трактовке государство — это органы власти. Общество должно заслужить, чтобы власть ему доверяла, а народ должен ей подчиняться. Иначе строптивых граждан отправят в СИЗО. Авторы сознательно подменили слово «власть» термином «государство». Впрочем, школьный учебник по обществознанию учит: «Государство — это политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая аппаратом управления и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны». Нет ни слова о том, что полномочия органов власти зависят от того, какие правила и порядки приняты членами сообщества, именуемого «государством». Учебник не сообщает о принципиальном отличии феодального «естественного государства» от европейских «государств открытого доступа».  И ничего в нем не говорится о том, что порядки в этом сообществе формируются именно в нашем сознании. Попробуем это объяснить.

Как сформировалось государство Киевская Русь? В долине Днепра еще 2000 лет назад славяне жили малочисленными племенами, свое крестьянское хозяйство вели семьями. Охотились, держали скот. Все, что вырастили, сами и потребляли.

 Их жизнь круто изменилась, когда по Днепру приплыли варяги (сегодня мы назвали бы их грабителями). Грабеж инородцев в Средние века не был редкостью, им занимались многие кочевники. Варяги стали оседлыми, обложили славян данью, а молодых людей продавали в рабство в Византию. Так сформировались порядки первого на Руси «естественного государства», новые правила жизни закрепились в сознании славян. Эти правила давали представителям знати (их политологи называют «оседлыми бандитами») право на сбор дани с подданных. То есть  «естественное государство» сформировались именно тогда, когда общество распадалось на знать и простолюдинов.

Почему, говоря о формировании «естественных государств», приходится упоминать именно «оседлых бандитов»? Потому что «кочующие бандиты», как печенеги и половцы, грабили земледельцев подчистую, обрекая их на голодную смерть. А осевшим в Киеве варягам надо было собирать дань со славян каждый год. Им было выгоднее отнимать у крестьян лишь часть урожая, оставляя что-то на жизнь. Более того, они защищали своих данников от набегов кочевников, прокладывали дороги, содержали штат писцов-чиновников. Можно сказать, что между населением и феодальной знатью был своего род договор о защите  от «кочующих бандитов», но заключен он был насильно.

Порядки «естественных государств» не обязательно формировались грабителями «со стороны». Порой феодальная знать складывалась  и из соплеменников. Ведь после освоения людьми земледелия численность населения увеличилась многократно. Когда вместе живут не полсотни  членов первобытного племени, а многие тысячи людей, то родственные отношения между ними становятся невозможными. Среди большого множества людей всегда найдутся особи с бандитскими наклонностями, «специалисты по насилию». У них будет главарь —   князь, шах, король. Бандиты обложат данью своих соплеменников. Чтобы те не роптали, убедят их с помощью проповедников в том, что монарх им ниспослан богом. Восставать против него и не платить дань —  значит гневить бога. Впрочем, и сегодня услугами церкви наши «новые дворяне» не брезгуют.

Так что государство — это не территория. На одной и той же территории в разные века существовали разные государства.

Государство — это не народ. Народ, то есть люди, говорящие на одном языке и имеющие общие корни, могут составлять население разных государств. Пример тому США и Канада..

Государство — это и не органы власти. Органы власти — это всего лишь учреждения, которые обеспечивают исполнение законов и правил. Государства — это определенным образом организованные сообщества людей, живущих на той или иной территории. Они отличаются от прочих сообществ, скажем, от сообществ поклонников Христа или от союза болельщиков футбольной команды. Отличаются тем, что государства формировались «оседлыми бандитами» именно для сбора денег в свою казну, а для этого приходилось навязывать подданным определенные правила жизни. За исполнением этих правил в государствах-сообществах и  следят органы власти: государственные учреждения, т.е. министерства, мэрии, полиция, суды и прочие. А все их сотрудники финансируются из государственного бюджета.

Само  понятие «государство» носит абстрактный характер. Потрогать его руками нельзя. Можно прикоснуться к осязаемым предметам, таким, как колючая проволока  на границах  или паспорта граждан. Можно посетить учреждения, связанные с утвердившимся порядком в данном государстве. Но это не само государство, а лишь  атрибуты и органы власти.

Пояснить природу государства можно на примере акционерного общества.  Его заводы и продукцию можно потрогать руками, а само акционерное общество —   нельзя. Потому что это абстракция, это  лишь отношения между его собственниками, сформированные в головах акционеров и записанные в уставе АО правила принятия решений.

Впрочем, нужна еще готовность граждан соблюдать правила  сообщества-государства. Например, правила дорожного движе